В шестидесятых годах в пользовании многих рыбаков и любителей была известная советская казанка. Мощность мотора, которой не могла превышать 12 лошадиных сил. Это подвигло инженеров-конструкторов на совершенствование моторного изделия и в 1968 году на Ярославском судостроительном заводе в России увидела свет лодка мкм. Кроме казанки, в ее основу были взяты детали МК-29 – более старой модели.
Причины создания
Основная – устаревание предыдущих изделий из легких сплавов. К тому же, как показала практика, казанка оказалась небезопасной для плаванья с мотором свыше 12 лошадиных сил.
Но все же конструкторы посчитали целесообразным оставить в новой моторной лодке мкм аналогичное устройство корпуса.
Среди рыбаков лодка получила название – ярославка.
Новое судно позволяло использовать в оснащении мотор мощностью уже 25 лошадиных сил.
Но это стало причиной некомфортного передвижения по реках, водохранилищах и любых водоемах с заметным течением. Волны, ударяясь о нос судна, забрызгивали водой кокпит, пассажиров.
На фото показана модель мкм, оборудованная мотором, установленная на специальный прицеп для транспортировки.
Поэтому владельцы мкм стараются выходить на воду в полный штиль либо плавать на ней только в водоемах со стоячей водой.
Рабочие показатели
Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:
- Максимальная длина – 4,1 м.
- Максимальная ширина – 1,52 м.
- Высота борта на миделе – 0,57 м.
- Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
- Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
- Сухой вес – 157 кг.
- Грузоподъемность – 400 кг.
- Максимальное количество пассажиров – 4.
- Тип лодки – гребная, моторная.
- Встроенный мотор – нет.
- Технология соединения деталей – клепка.
- Материал – металл – дюралюминий.
Судно рекомендуется оснащать подвесными моторами «Москва», «Ветерок», «Вихрь». Установка более мощных моделей допускается только в качестве прогулочного варианта использования судна.
Корпус
Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.
Весомый недостаток судна – низко установленные скулы, из-за которых все брызги воды летят внутрь лодки и на пассажиров. Бывалые рыбаки решили проблему, придумав вмонтировать возле бортов заборники-брызгоотражатели.
Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.
Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.
Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.
Кокпит
Мкм оснащена кормовым диваном, ветровым стеклом. В комплекте идут деревянные реечные слани. Нос ярославки запалублен. В нем есть багажный отсек, который закрывается люком на замок. Через него есть доступ к передней палубе.
В бортах зафиксированы две банки, что выполнены из влагостойкой фанеры. К ним металлической дугой монтировались спинки. Спинки на носовых сиденьях – откидные.
Мореходные свойства лодки
Описание мореходных качеств ярославки сводится к таким рекомендациям:
- Выходить на воду при высоте волне не более 25 см.
- Удаленность от береговой линии не должна превышать 1 км.
- Рекомендуемая мощность двигателя – 18 л. с. Больший показатель может привести к опрокидыванию судна при езде по волнам.
- Оптимальные места выхода на воду – пруда, малые реки, притоки, озера.
Это хороший вариант судна для стояночной рыбалки, непродолжительных выездов для прогулок вдоль береговой линии водоема.
Поэтому многие новички и мастера стали отдавать предпочтения более усовершенствованным вариантам моторных лодок.
В свое время консультанты журнала «Катера и Яхты» советовали инженерам-конструкторам завода оснастить лодку поперечным реданом, скуловыми брызгоотбойниками. В ответ на заводе была принята попытка пробного выпуска рубок для ярославки, но на этом дело и закончилось.
Добиться массового производства так и не удалось.
Способы модернизации ярославки своими руками
Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.
Устраняем отгиб донной части лодки
Последовательность этапов следующая:
- Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
- Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
- В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
- Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
- Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
- При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
- Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
- По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.
Крепеж поперечного редана
В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.
Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки.
Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.
Транцевые плиты
Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.
Скуловые отбойники
Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.
Отзывы
Стал наследником этой советской чудо-техники. Попробовал пару раз выплывать на ней по руслу реки порыбачить. В общем, рыбы толком не поймал, а вот искупался с ног до головы. Встречные волны попадали и в корму и на меня. Друзья говорят надо заборники дополнительные по бокам ставить.
Купил по дешевке уже с рабочим мотором – Вихрь -30. Якорь, огни прилагались. Даже документы есть. Сосед пожилой отдал за 3 тыс. рублей. Выезжали на пруд – ракета. Идет легко, быстро. Сейчас думаю немного привести ее в порядок. Поменяю кресла, покрашу, движок получше, и можно на рыбалку на несколько дней махнуть.
Попала мне ярославка еще в 80-х. Сейчас от нее прежней ничего не осталось, разве что корпус. Двигатели за это время менял 2 раза. Свыше 25 л. с. Ставить никому не советую, была плохая практика поздней осенью. Хорошо, что живые все. А вот снасти не все спасти удалось. До 20 л. с. для нее больше не надо.
Приобрел мкм полностью в советской экипировке, практически за копейки. На воде еще не был. Она у меня на этапе ремонта. Днище уже пора подправить. Думаю скуловые отбойники поставить. Мотор еще не выбрал. У друга такое же судно. Для стояночной рыбалки больше и не надо.
Самое важное
- Лодка мкм создана в 1968 году на Ярославском судностроительном заводе. Стала усовершенствованным аналогом казанки и МК-29.
- Материал – дюралюминий с толщиной днища, палубы 1 мм. Тип соединения – клепка.
- Преимущество – устойчивость в неподвижном состоянии. Недостатки – низкая килеватость, низко установленные скулы, нет брызгоотбойников.
- Рекомендуемый объем двигателя до 25 л. с.
- Выходить на воду при высоте волн свыше 25 см – небезопасно.
- Исправить заводские недостатки можно и в домашних условиях. Устранив отгиб днища лодки, установив на лодке поперечный редан, транцевые плиты, скуловые отбойники.