Ремонт спиннинговых катушек

Время чтения: ~9 минут Автор: Семен Гражданцев 0
детали катушки

Практически каждому рыболову известно, что имеющиеся в арсенале катушки требуют регулярного и своевременного обслуживания, а время от времени и ремонта. Однако современные модели нередко имеют достаточно сложное устройство, что делает их сборку и разборку делом достаточно непростым. Навыки самостоятельной борьбы хотя бы с минимальным перечнем основных поломок могут сэкономить рыбаку немало денег за услуги мастеров, а уж почистить и смазать свои снасти необходимо уметь обязательно, чтобы всегда содержать их в порядке.

Инерционные катушки

Главный плюс данного типа катушек – их невероятная простота. Большинство существующих моделей классических инерционных катушек, за исключением самых дорогих вариантов, на которых установлен подшипник, имеют похожее строение и технологию обслуживания.

Инерционная катушка
Инерционные катушки премиум-класса, такие как Нельма, имеют отличную от привычных рыболовам инерционок конструкцию. Однако по большей части ремонтом таких снастей занимаются специализированные мастерские, поскольку поломки в них обычно подразумевают замену запчастей. В то же время смазывать и обслуживать их ненамного сложнее, чем классические невские.

Необходимая разборка, по сути, ограничивается откручиванием гайки, удерживающей барабан, после чего последний снимается, предоставляя доступ к нехитрому механизму.

Обслуживание инерционной катушки заключается в периодической разборке, чистке механизма щеткой и ватными палочками от старой смазки и различной грязи, и последующим нанесением новой смазки на движущиеся части механизма. Исключением являются края основной шестерни и кончик рычага глухого тормоза – в этих местах смазка принесёт вред, а не пользу.

Основные неисправности

Конструкция классических инерционных катушек проста и надёжна, как автомат Калашникова, поэтому они достаточно устойчивы к внешним воздействиям, однако, если в них что-то ломается и под рукой нет подходящего донора запчастей, проще купить новую. Однако существует несколько поломок, которые вполне можно устранить своими руками

Отказ механизма трещотки

Даже если катушка своевременно подвергалась чистке и смазке, со временем из строя, за счёт своей конструкции, может выйти трещотка. Починить катушку в таком случае обычно достаточно просто. У данной неисправности бывают две причины, которые в основном устраняются достаточно легко и быстро. В первом случае металлические усики, которые должны удерживать язычок механизма трещотки строго перпендикулярно шестерне, отгибаются вверх, из-за чего язычок смещается в сторону и его контакта с шестернёй не происходит. Отремонтировать такой дефект очень легко: необходимо при помощи пассатижей или длинногубцев слегка подогнуть деформированный усик таким образом, чтобы тот снова начал фиксировать язычок.

Во втором случае может ослабнуть крепление, удерживающее язычок, из-за чего последний может подняться выше уровня прохождения зубьев шестерни. Такая поломка, как правило, тоже устраняется без особых проблем. Необходимо поставить язычок в его рабочее положение, взять небольшой болт или металлический штифт, разместить его на заклёпке, удерживающей язычок и слегка постучать молотком – крепление осядет на обычное место.

Отказ глухого тормоза

Данная поломка гораздо чаще встречается у рыболовов, использующих такую катушку для спиннинга, нежели у тех, что рыбачит на поплавочную удочку. Эта проблема далеко не всегда поддаётся ремонту. Если рычаг тормоза или его крепление обломилось либо же сорвало зубья шестерни – ремонт катушки без замены запчастей не представляется возможным. Однако нередко происходит так, что под действием мощного рывка глухой тормоз деформируется, но не ломается.

В таком случае необходимо осторожно подогнуть пассатижами рычаг таким образом, чтобы он в рабочем положении прочно соприкасался с шестернёй. Как правило, делать это лучше, разместив под рычагом металлический болт или гвоздь, чтобы вернуть детали изогнутую форму, не повредив крепление. Если шестерня стесала фиксирующий край рычажка до округлой формы, лучше всего будет немного обработать его надфилем, придав более заострённую форму – это усилит контакт.

конструкция
Конструкции инерционных катушек различных фирм могут несколько отличаться друг от друга, однако общая суть механизма остаётся неизменной, из-за чего обслуживание всех стандартных снастей данного вида происходит приблизительно одинаково.

Безынерционные катушки

Ремонт рыболовных катушек безынерционного типа намного сложнее, чем простых инерционных. Они также более требовательны к условиям работы и обслуживанию: любой попавший в механизм мелкий мусор и песок способны очень быстро привести катушку в негодность.

Разборка

Разобрать катушку спиннинга не слишком сложно. Гораздо сложнее после этого её правильно собрать. Именно поэтому, при отсутствии опыта обращения с данными механизмами, обязательно необходимо складывать детали в том порядке, в котором они были сняты. Особенно данный совет касается шайб, которые могут выглядеть одинаково, но иметь разный диаметр или толщину.

Для того чтобы осуществить разборку безынерционной катушки, обычно необходим следующий набор инструментов:

  • Пассатижи или длинногубцы;
  • Отвёртка со сменными битами;
  • Гаечные ключи №8-10 и 12–14;
  • Пинцет.

Существуют два основных типа безынерционных катушек: с задним фрикционом и с передним. Принцип их разборки отличается не существенно. Как правило, в случае с передним расположением, ручка фрикциона откручивается, освобождая шпулю. Далее будет рассмотрена разборка моделей с задним вариантом, таких как Дайва Матч Виннер или Шимано Аливио.

с задним расположением фрикциона
Катушки с задним расположением фрикциона в настоящее время несколько менее популярны, чем с передним, однако существует достаточно большое количество рыболовов, являющихся поклонниками именно такой конструкции.

Для того чтобы разобрать такую катушку, необходимо:

  1. Снять шпулю, нажав на кнопку в её середине.
  2. Открутить ручку.
  3. При наличии, при помощи пассатижей, из основного штока извлечь поперечный штифт, освобождая шайбы для дальнейшей разборки.
  4. Снять со штока и разложить по порядку все имеющиеся шайбы (в зависимости от моделей они могут быть разными).
  5. Открутить болт в центре рукояти фрикциона и снять её.
  6. Подцепить пинцетом подпружиненный фиксатор и вынуть механизм фрикциона.
  7. Открутить прижимную гайку ротора. Внимание: эта гайка часто имеет левую резьбу, поэтому откручивать её необходимо осторожно, убедившись, что она поддаётся.
  8. Снять ротор.
  9. Открутить болты с двух сторон дужки, открыть крышку и, при необходимости, осторожно разобрать пружинный механизм, снять дужку с ротора.
  10. Разобрать ролик лесоукладывателя, который держал один их открученных болтов.
  11. Приступить к разборке корпуса. Как правило, в первую очередь необходимо открутить болт, удерживающий рычаг обратного хода, и снять последний.
  12. При наличии, открутить байтранер.
  13. Найти и отвёрткой открыть заглушку, если таковая имеется.
  14. Вывернуть болты, крепящие крышку корпуса и снять её. Важно: половинки катушки не равнозначны – в правой расположены все механизмы, а левая – является пустой. Поэтому при разборе корпуса снасть кладётся правой стороной вниз, а левая осторожно снимается. Если катушка разобрана только для периодического обслуживания и есть возможность очистить и смазать механизм в таком положении – дальше можно не продолжать разборку.
  15. Далее все катушки имеют несколько разнящиеся элементы конструкции, но все они извлекаются из корпуса легко и практически без применения инструментов. Самое важное – чётко запомнить расположение всех деталей, если всё же необходимо разобрать механизм полностью.
детали
Достаточно проблематично составить пошаговую инструкцию для разборки безынерционных катушек по той причине, что разные производители используют собственные разработки при проектировании своих изделий, из-за чего большинство катушек, так или иначе, конструктивно отличаются между собой. Однако абсолютное большинство безынерционок имеет одинаковые основные элементы, хоть часто и имеющие несколько различную форму.

После разборки все детали необходимо тщательно протереть, удалив грязь, песок и старую смазку (при необходимости промыть), и осторожно, без излишков, нанести свежую смазку на все движущиеся элементы. Снятые подшипники обязательно необходимо промыть, обычно для этого используется спирт или бензин. Использовать едкую бытовую химию не рекомендуется. Таким образом, почистить своими руками снасти от грязи после рыбалки – вполне по силам большинству владельцев. А вот ремонт спиннинговых катушек, как правило, являются гораздо более сложным делом.

Ремонт

В большинстве городов, особенно крупных, в настоящее время функционируют организации, где ремонтируют и обслуживают рыбацкие снасти, в том числе и катушки. В небольших населённых пунктах этим часто занимаются сотрудники рыболовных магазинов или частные мастера. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, работают большие сервисы, через которые ежегодно проходят сотни катушек. Однако их услуги стоят немалых денег, поэтому рыболову лучше уметь диагностировать и устранять хотя бы небольшие и часто встречающиеся поломки своими руками.

- Самозащёлкивание дужки лесоукладывателя. В самом простом случае данная проблема решается протяжкой болтов на механизмах лесоукладывателя – при их ослаблении пружина защёлкивает механизм раньше, чем необходимо. Если болты не ослаблены, необходимо открыть крышку механизма, вытащить пружину и либо заменить её более упругой, либо использовать прокладку для увеличения её жесткости. Иногда получается слегка деформировать пружину в нужном направлении при помощи пассатижей, но это необходимо делать очень осторожно, чтобы не сломать и не испортить её.

- Посторонний шум при вращении. Как правило, это свидетельствует о попадании грязи или песка внутрь механизма. Данная проблема часто решается обычной чисткой, однако, если после этого звук не прекратился, а визуально выявить проблему не получается – лучше обратиться к профессионалу, поскольку это может быть симптомом серьёзной поломки.

- Потеря клипсы. Для того чтобы устранить эту неисправность, понадобится новая клипса и кусок упругой стальной проволоки длиной около 4 сантиметров. Для начала необходимо снять шпулю с катушки. Один край проволоки загибается под 90 градусов на расстоянии 2–3 миллиметра от конца. Новая клипса вставляется в отверстии катушки, после чего прямой конец проволоки продевается в отверстие клипсы и проталкивается внутрь. Второй конец проволоки загибается аналогичным образом, после чего проволока размещается вдоль стенки катушки горизонтально таким образом, чтобы клипса находилась примерно посередине. Таким образом, проволока сыграет роль пружины, крепко фиксирующей деталь.

- Неравномерное наматывание лески. Если леска наматывается в виде конуса, этот дефект обычно можно регулировать за счёт шайб на основном валу. Если конус направлен острым концом вниз, то одну шайбу с вала необходимо снять, а если вверх – наоборот, добавить. Таким образом, произойдёт смещение шпули относительно лесоукладывателя и наматывание, скорее всего, выровнится.

- Подача плетёнки спиралью. Обычно это происходит из-за того, что механизм ролика лесоукладывателя забивается грязью. Для устранения данной поломки обычно бывает достаточно разобрать механизм ролика, прочистить его и смазать.

механизмы ролика лесоукладывателя
Попадание грязи в механизмы ролика лесоукладывателя также снижает продолжительность его службы, поскольку леска или плетёнка, проходя сквозь заклиненный механизм, быстрее протирает бороздку в ролике, из-за чего может потребоваться его преждевременная замена.

Самозатягивание фрикциона. К сожалению, данная проблема встречается в основном на бюджетных китайских катушках, и устранить её самостоятельно практически невозможно. Если же такая проблема возникла с дорогой снастью, лучше обратиться к специалисту.

Заключение

Несмотря на то что это требует определённых навыков, в настоящее время множество рыболовов самостоятельно обслуживают и ремонтируют свои катушки. Инерционные конструкции устроены намного проще, поэтому их чистка и ремонт обычно не представляют труда.

Безынерционные катушки, в свою очередь, имеют сложное строение и множество мелких деталей, большая часть которых является не взаимозаменяемыми с другими моделями катушек, из-за чего их самостоятельный ремонт может быть крайне затруднительным. Однако для обеих конструкций существует определённый перечень неисправностей, которые можно диагностировать и устранить самостоятельно. В случае с более сложными поломками, в свою очередь, лучше обращаться к специалистам, во избежание усугубления ситуации.

Видео по теме

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Остались вопросы, есть что добавить или вы с чем-то не согласны? Не стесняйтесь - пишите в комментариях! Для нас это очень важно.
Добавить комментарий