Как устроена катушка для спиннинга

Время чтения: ~9 минут Автор: Семен Гражданцев 15
комплектующие катушки

Большинство современных рыболовов знакомы с принципами работы безынерционных катушек, а спиннингисты, как правило, владеют этой снастью в совершенстве. Однако далеко не каждый рыбак представляет себе, каково внутреннее устройство катушки для спиннинга и за счёт чего она функционирует. Необходимо более подробно изучить, из чего состоит рыболовная катушка, как функционирует и какие особенности имеет.

Элементы

Классическая инерционная катушка имеет достаточно непростое устройство, соединяющее в себе множество небольших деталей. Также необходимо учитывать, что модели разных производителей имеют различную конструкцию, поскольку при производстве каждой катушки используются собственные разработки и ноу-хау. Однако основные узлы на всех безынерционках, как правило, одинаковы и представлены следующими элементами:

  1. корпус;
  2. ножка;
  3. привод;
  4. ротор;
  5. фрикционный тормоз;
  6. стопор обратного хода;
  7. шток шпули;
  8. дужка лесоукладывателя;
  9. ролик лесоукладывателя;
  10. зубчатое колесо;
  11. крышка корпуса;
  12. шпуля.
Внутреннее устройство
Внутреннее устройство безынерционной спиннинговой катушки.

Очевидно, что в данном случае рассмотрены лишь основные элементы, которые можно встретить в каждой катушке. Более того, на разных моделях устройство даже этих элементов может иметь ощутимые различия. Например, существуют конструкции как с фрикционным тормозом, расположенным впереди шпули, так и с задним фрикционом, как на изображении выше.

Принцип работы

В англоязычных странах безынерционную катушку часто называют «fixed spool reel» - катушка с фиксированной шпулей. Такое название оправдано из-за того что, в отличие от мультипликаторной и инерционной конструкции, шпуля безынерционки остаётся статичной во время заброса, а леска сама соскальзывает с неё. Во время остальной ловли шпуля также остаётся неподвижной, за исключением случаев срабатывания фрикциона.

В данной конструкции наматывание лески происходит за счёт совершающего вращение вокруг шпули механизма лесоукладывателя. Шпуля в это время также совершает движения, однако не вращается, как в случае с другими конструкциями, а перемещается взад-вперёд, что способствует равномерной намотке шнура.

намотка
По состоянию намотки всегда можно определить качество и техническое состояние катушки. Хорошая исправная катушка всегда осуществляет намотку плетёнки идеально ровно, без каких-либо горбов, утолщений и впадин на шпуле. Наличие неровностей говорит либо о том, что механизм лесоукладывателя неисправен, либо об изначально низком качестве изделия. От использования таких катушек лучше отказаться.

Лесоукладыватель состоит из дужки и ролика, по которому скользит леска при наматывании. Ролику передаётся вращение за счёт движения рукояти катушки, приводящего в движение все внутренние механизмы конструкции. Откидной подпружиненный механизм позволяет открывать скобу лесоукладывателя при забросе и закрывать, когда осуществляется подмотка.

Подобное устройство безынерционки даёт ей преимущество перед мультипликатором в том, что из-за отсутствия инерции вращения не возникает сходов лески при излишне быстром движении шпули, что нередко случается на катушках инерционного типа. Далее необходимо более подробно рассмотреть отдельные элементы конструкции.

Читайте также:

Корпус

Основой любой катушки является её корпус. В случае с данной снастью он служит не столько для предания изделию необходимого внешнего вида, сколько основой для расположения внутренних механизмов – именно в ниши корпуса утапливаются все внутренние валы и шестерни. По этой причине первое требование к корпусу катушки – это прочность, и только во вторую – лёгкость и эргономика.

Изготовление корпусов современных катушек происходит из следующих материалов:

  • Пластик – для дешёвых катушек нижнего ценового сегмента, не предназначенных для серьёзных нагрузок.
  • Алюминиевые сплавы – для катушек среднего ценового сегмента, способных выдержать достаточно сильное воздействие.
  • Углепластик – более лёгкая альтернатива алюминию, не уступающая ему в своих эксплуатационных характеристиках.
  • Титановые сплавы – применяются при изготовлении снастей премиум-класса. Сочетают в себе высокую надёжность и лёгкость.
корпус
По большому счёту, материал корпуса не играет ведущей роли в работе катушки. Наиболее важным в данном случае является именно качество изготовления. Как недорогой, так и самый лучший сплав не спасёт от заводских дефектов, несносности или неправильного расположения штифтов и шестерней.

От качества изготовления корпуса зависит расположение в нём элементов механизма, поэтому к нему предъявляются высокие требования. Если зазоры в корпусе будут сделаны неточно, это негативно повлияет на качество работы всей катушки.

Роторный механизм

Данная конструкция представлена редукторным механизмом - главной парой и элементом, отвечающим за поступательное движение шпули. В роторном механизме присутствует колесо, ведущее шестерню по главному валу. Валу передаётся вращение от движения рукоятки. Рукоять посажена на четырёхгранный штифт, входящий в соответствующее отверстие механизма ротора.

Катушки классифицируются по передаточному числу, которое является фиксированным и представляет собой отношение количества оборотов катушки к числу оборотов главного вала. По данному принципу катушки обычно подразделяются на:

  1. Силовые, с передаточным числом от 3,2:1 до 4,3:1. Такого рода снасти предназначены для вываживания крупной рыбы на крупные приманки медленной проводкой, поэтому обладают большим тяговым усилием, но при этом достаточно скромной скоростью вращения. Данный вид катушек обычно применяется при ловле троллингом.
  2. Универсальные, от 4,5:1 до 6,1:1. Имеют среднюю скорость вращения и умеренные тяговые характеристики. Могут быть использованы при ловле любой рыбы, однако преимущественно средней по размеру. Скорость проводки таких катушек средняя, и используются они с различными приманками.
  3. Скоростные, передаточное число которых находится в диапазоне от 6,2:1 до 8:1. Такие катушки используются в основном для классического джига и твичинга, особенно при таких типах проводки, где требуется быстро выматывать провисание шнура.

Рукоять

Как правило, одним из преимуществ безынерционок является устройство рукояти, позволяющее менять её расположение в зависимости от руки, которой рыболов осуществляет вращение. Это становится возможным за счёт винтового механизма, при помощи которого осуществляется крепление данной детали. Также безынерционные катушки, как правило, имеют механизм, основанный на том же винте либо же на кнопке, позволяющий складывать рукоять для транспортировки. Для складывания обычно достаточно немного отпустить винт, а после затянуть его в обратное положение. Чтобы переставить рукоять на другую сторону, винт необходимо открутить полностью, после чего вынуть деталь и осуществить перестановку.

скоростная
Некоторые модели скоростных катушек оснащаются двойной рукоятью для удобства захвата. В качественных изделиях рукоятки такого вида оснащают специальным компенсатором, позволяющим погасить вибрацию, создаваемую за счёт появления дисбаланса противоположных частей рукояти.

Антиреверс

Данная деталь также называется «сопор обратного вращения». Предназначен данный элемент для того, чтобы препятствовать вращению катушки в сторону, обратную направлению наматывания шнура. Это необходимо, чтобы при перемещении по берегу леска не разматывалась, а также для того, чтобы гасилось обратное сопротивление при рывках рыбы. Антиреверс выполняет ещё и защитную функцию, предохраняя катушку от критических нагрузок при подсечках, рывках и глухих зацепах. Сам механизм располагается внутри корпуса катушки, а снаружи расположен переключатель в виде кнопки или рычажка, с помощью которого включается и выключается стопор.

Антиреверс
Некоторые рыболовы ошибочно называют рычажок переключения стопором, не подозревая, что сам стопор находится в корпусе катушки. Также нередко можно услышать придуманные рыболовами сложные, но бессмысленные обозначения данного элемента, вроде «стопора антиреверса обратного хода» и тому подобные.

Фрикционный тормоз

Один из важнейших узлов катушки, ограничивающий критическую нагрузку на снасть при рывках. Фрикцион может быть размещён как в передней части катушки, так и в задней, – расположение данного узла не является принципиальным и зависит по большей части от удобства рыболова. Исключение составляют катушки с бейтранером, то есть устройством, позволяющим моментально ослабить или затянуть фрикцион одним щелчком. Катушки без бейтранера предполагают постепенную затяжку и ослабление. Бейтранер обычно располагается в задней части катушки.

Во время натяжения лески на катушку начинает действовать сила, обратнонаправленная относительно вращения. Фрикционный тормоз в данном случае выполняет функцию фиксации шпули, не позволяя последней вращаться. Однако если фрикцион закрутить наглухо, то есть полностью зафиксировать шпулю, то при слишком сильном рывке возможен как обрыв шнура, так и поломка удилища или самой катушки. Поэтому фрикцион фиксирует шпулю до достижения некоторого критичного натяжения, после которого он отпускает её, и шпуля начинает стравливать леску, чтобы ослабить воздействие на снасть. Критический уровень натяжения определяет сам рыболов в зависимости от вида рыбы и способа ловли.

Фрикционный тормоз
Если рыболову неизвестно, с чем придётся столкнуться на водоёме, то классическим вариантом настройки фрикциона будет его полное затягивание, а затем ослабление гайки на одну четверть или же половину оборота.

Шпуля и лесоукладыватель

Шпуля, как правило, является съёмным элементом и предназначена для накопления лески. Размер шпули, как правило, обозначается цифрами от 1000 до 10000, Однако при классической спиннинговой ловле крайне редко применяются снасти размером более 5000. Выбирается размер шпули из соображений гармоничного сочетания с удилищем. Например на ультралайтовых спиннингах обычно применяется размер 1000, на лайтовых – порядка 1500, а на более мощных спиннингах – 2000-3000. Также на шпулю в настоящее время наносятся значения её лесоёмкости, состоящие из соотношения диаметра лески к её длине, например 0,18/240. Такая маркировка означает, что шпуля предназначена для размещения на ней 240 метров лески с диаметром 0,18. Как правило, таких обозначений наносится несколько, в зависимости от диаметра лески.

Существует несколько основных способов намотки шнура на шпулю, в зависимости от назначения снасти. Наиболее популярным является цилиндрический вариант намотки. При таком размещении лески не исключён незапланированный сход шнура через бортик шпули, однако вероятность этого не слишком велика, а расстояние заброса считается средним. Катушки с обратной конусной намоткой предназначены для дальнего заброса.

Это достигается за счёт того, что большая часть лески наматывается ближе к бортику, что позволяет ей с меньшим сопротивлением спускаться со шпули при забросе. Однако за бросковые качества такие снасти платят надёжностью намотки – случайный сход лески со шпули при таком размещении шнура становится значительно вероятнее, чем при цилиндрической.

Третьим, наиболее надежным, вариантом намотки считается прямой конус. В данном случае большая часть лески располагается ближе к основанию шпули, что делает её случайный сход маловероятным, поскольку бортик обычно располагается сильно выше узкого конца конуса из лески. Однако бросковые характеристики таких катушек значительно ниже, чем у двух других схем намотки.

профили
Цилиндрический механизм укладки получил своё распространение за счёт того, что является универсальным. При правильной работе механизма сходы с него происходят редко, но при этом во время заброса он не слишком сильно уступает в дальности гораздо менее надёжному обратному конусу.

Ролик лесоукладывателя в качественных катушках имеет подшипник, за счёт чего он сам вращается при движении лески по нему. Если же ролик не снабжен поворотным механизмом, то его материал и покрытие должны быть очень стойкими к истиранию, поскольку в фиксированном ролике шнур очень быстро протирает канавку, выводя его из строя. При использовании плетёного шнура, как правило, необходимо наличие и подшипника, и прочного напыления, поскольку при трении плетёнка создаёт экстремальную нагрузку на металл ролика, особенно при вываживании.

В настоящее время множество фирм пытается решить проблему закручивания лески при подмотке. Дело в том, что безынерционная рыболовная катушка изначально устроена так, что при наматывании леска или шнур перекручиваются за счёт параллельного расположения шпули. Наиболее эффективно данную проблему на сегодняшний день удалось решить фирме Дайва, разработавшей специальный противозакручивающий ролик. Его конструкция, имеющая особый наплыв, способна несколько ослабить естественное закручивание шнура, однако не предотвратить его полностью.

Дужка лесоукладывателя исполняет функцию захвата лески после заброса и направления её на ролик. Дужка приводится в действие пружиной, в современных моделях работающей на сжатие, что увеличивает срок её службы.

Заключение

Безынерционная катушка представляет собой сложный механизм, состоящий из множества точно подогнанных деталей. По данной причине заниматься ремонтом внутренних элементов стоит лишь вооружившись определённым опытом в этом деле либо инструкциями профессионала. Работа такого рода катушки строится на наматывании лески на шпулю за счёт вращения механизма лесоукладывателя, приводимого в действие движениями рукояти. Внутренний механизм состоит из шестерней и основного вала, а его передаточное число определяет скорость вращения катушки и её тяговое усилие.

Видео по теме

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Остались вопросы, есть что добавить или вы с чем-то не согласны? Не стесняйтесь - пишите в комментариях! Для нас это очень важно.
Добавить комментарий