
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Это крылатое выражение как нельзя лучше подходит для описания законотворчества, регулирующего работу той или иной отрасли. На этот раз свежими новостями радует рыбаков Государственная инспекция по маломерным судам. Начиная с 1 января 2021 года рыбаков-лодочников ожидают новые веяния и капитанам маломерного флота придётся меняться вместе с ними. О правилах для лодочников – подробнее в данной статье.
Основные изменения
Рассматриваемые правила распространяются на суда, предназначенные для некоммерческого использования. Классификация по виду судна, их грузоподъёмности, двигателям и прочим параметрам отсутствует – правила только для маломерных некоммерческих судов.
Пользоваться маломерными судами (согласно пункту 4 новых Правил) разрешается только после их регистрации в соответствующем реестре. Если судно относится к тем типам, которые не требуют регистрации, она, соответственно, не требуется.

Сама же регистрация и её правила не поменялись – всё описано в п. 16 Правил. На всякий случай следует напомнить, что можно не регистрировать:
шлюпки;
- суда массой до 200 кг и с мотором мощностью менее 8 КВт;
- спортивные парусники длиной до 9 м;
- беспалубные суда длиной до 12 м.
Есть важное положение в п. 6 Правил, указывающее, что для использования маломерок, не подлежащих регистрации не нужно удостоверение судоводителя.
Что ещё нового
Из интересного следует отметить следующие пункты правил:
- Пункт 9, ограничивающий скорость движения в границах портов, пристаней, сооружений, пляжей и прочих мест массового отдыха, скопления людей и проведения работ. Скорость должна быть такой, чтобы исключать опасное волнообразование.
- Пункт 10, подробно описывающий, как нужно носить и использовать спасательный жилет. В частности, он должен быть соответствующего размера, а также в рабочем положении застёгнут так, чтобы избежать его самопроизвольного снятия при падении в воду.
- Продолжением предыдущего является пункт 11, описывающий те ситуации, когда следует применять жилет при управлении лодкой. В частности, обязательно быть в жилете должны – пилоты гидроциклов, дети до 12 лет, те, кто ходит на надувных лодках до 4 м включительно, пассажиры буксируемых устройств.
Также есть важный пункт о якоре. Начиная с 01.01.2021, если у судна отсутствует якорь или швартовые приспособления (например, «капитану», экипажу или пассажирам удалось отломать последнюю швартовую утку), эксплуатация такого судна запрещена.

И ещё кое-что из важного: обязанности судоводителя в Правилах сократились. Теперь судоводитель может не сообщать о замеченных случаях загрязнения окружающей среды, браконьерства, массовой гибели рыб. Нет, всё это делать нужно, но прописано это в других документах. То есть, кроме Правил, придётся выучить и их тоже.