
Надувные лодки, сделанные из ПВХ – отличное подспорье на рыбалке. Если рыбалка будет вестись на небольшом водоёме или недалеко от берега, то в качестве движителя вполне подойдёт обычные вёсла. Это снаряжение, как правило, идёт в комплекте с лодкой и всегда есть под рукой. Но что делать в том случае, когда добраться до места ловли при помощи автомобильного транспорта невозможно в силу разных причин, или ловля будет происходить на большой территории и грести на вёслах будет, мягко говоря, проблематично.
В этом случае на помощь приходит лодочный мотор. Это удовольствие не из дешевых, но если уже решение о покупке принято или покупка уже совершена, мотор должен быть установлен на плавательное средство правильно. Какие факторы нужно учитывать при установке этого агрегата на лодку, чтобы всё обошлось без проблем, описано в этой статье.
Немного теории
Подвесной мотор должен крепиться к транцу лодки. Нужно понимать, что от жесткости и типа транца зависит общая прочность всей конструкции, поэтому к вопросу следует подойти со всей серьёзностью. Одной из важных характеристик является высота транца в точке крепления мотора.
Для облегчения этой задачи придумана система мировых стандартов, описывающая высоту транца. Согласно этим стандартам, существуют следующие высоты:
- тип S, стандарт (хотя, точнее, короткий, от английского «short») – его высота составляет 15 дюймов (38.1 см);
- тип L, длинный транец – высота 20 дюймов (50.8 см);
- тип UL/X, удлинённый транец – высота 25 дюймов (63.5 см);
- тип ХХ, сверхдлинный транец – высота 30 дюймов (76.2 см).
Подобная классификация используется, например, в двигателях от Ямахи и Судзуки. Длина транца в индексе двигателя идёт последним символом. Например, модель Suzuki DF6FS имеет стандартный размер (S в конце индекса), а двигатель Yamaha 15FMHL – длинный (буква L в конце индекса).
Другие стандарты
Некоторые производители, например, Honda используют свою систему стандартов. Она также имеет 4 степени (S, L, Y и Х), но длины немного отличаются. Так стандартная длина дейдвуда (короткий транец) у Хонды составляет 41.6 см, а сверхдлинный дейдвуд Х – 62.2 см.

В любом случае приобретать двигатель следует такой, чтобы его расположение соответствовало размерам транца. Для надувных лодок наиболее часто используют стандарты S или L.
Как правильно разместить мотор
Размещение мотора должно быть осуществлено строго по центру лодки или, говоря правильной терминологией – в диаметральной плоскости судна. В противном случае судно потеряет в скорости и винт будет поднимать много брызг.
Высота расположения мотора также играет не последнюю роль. Слишком высоко расположенный мотор приведёт к тому, что лодка будет задирать нос. Наоборот, если мотор расположить очень низко, это приведёт к зачерпыванию носом воды.
В любом случае, следует провести ряд испытаний на малом ходу, чтобы определить оптимальное положение мотора по высоте.

Не последнюю роль играет и угол поворота мотора. Если он малой мощности, угол составляет 180°, для моторов большой мощности есть ограничение в 90°.