
Многие вещи со стороны кажутся простыми и легкодоступными не только для понимания, но и для реализации. Особенно это касается двух областей человеческой деятельности: бизнеса и политики. Каждый мнит себя большим человеком, и каждый считает, что он легко справится с любой задачей. Главное – дать ему такую возможность, а уж он потом себя покажет! Так ли это на самом деле?
Бизнес на червях
В понимании обывателя, далёкого от организации собственного дела всё выглядит просто. Достаточно найти какую-нибудь простую схему, обеспечивающую гипотетический рост стоимости, и дальше всё будет очень хорошо.
Например, такое просто дело, как выращивание червей. Казалось бы, всего-то и нужно найти (или купить) кучу навоза, время от времени рыться в ней, добывая ценных беспозвоночных, а потом продавать их рыбакам.
Здесь уже возникает первая проблема – а как, собственно, продавать? Нужна как минимум какая-то точка продажи, или контактные данные тех самых покупателей-рыбаков, которые захотят приобрести червей. Но в процессе внезапно выясняется, что одни только черви рыбакам-то и не нужны! Это отнюдь не самый важный и не наиболее часто покупаемый товар. Мало того, если нужно, червей рыбак может накопать и сам.

Ну и что! Можно продавать червей не рыбакам, а рыболовным магазинам. Пусть и с меньшей наценкой, но зато попробовать выгадать что-то на объёмах. Но и здесь горе-бизнесмена ожидает разочарование. Никакой из этих магазинов не захочет приобретать червя даже в несколько раз дешевле их отпускной цены. Мало того, даже не захочет называть причину…
Почему это не работает
Черви были рассмотрены просто в качестве примера. Вместо них, могли быть, например, опарыши. Ну, или колбаса, драгоценные камни, урановая руда, да и вообще, всё, что угодно! Почему же никто из потенциальных партнеров не захочет вот так просто, «с ходу» приобрести товар по выгодной цене?
Да потому что бизнес – это не просто желание сиюминутной выгоды. Это сложный процесс, иногда длящийся в течение нескольких поколений. И в нём главное – надёжные поставщики и «прикормленные» клиенты (в какой-то степени это прямая аналогия с рыбалкой).

Хозяину бизнеса нет никаких плюсов в том, чтобы приобрести червей на 20 – 30% дешевле, но при этом испортить отношения с поставщиком, с которым он работает не один год. И не просто работает, а уже имеет определённые преференции, заключающиеся, например, в том, что:
- Черви (да и не только черви, но и опарыши, бокоплавы, нимфы и проч.) имеются в наличии круглосуточно.
- Неважно, какое время года – черви есть и в 50-градусную жару и в 30-градусный мороз.
- Червей поставщик привезёт сам, и если нужно, он их ещё и упакует.
- Черви всегда свежие, поставщик следит за процессом и его контролирует.
Почему так происходит? Да потому что для поставщика рыболовный магазин – такой же «прикормленный» покупатель и терять его нет никакого резона. И так в любой схеме, любом процессе сотрудничества.
Главное здесь, понимать, что бизнес – это не выгода от разовой сделки, это длительный процесс, в котором хорошее отношение и «бонусы» нарабатываются годами. С осознания этого и надо начинать своё дело, а не с покупки навозной кучи.