Транцевые колеса для лодки ПВХ

Время чтения: ~8 минут Автор: Константин Павлов 0
Лодочные колеса

Современные рыболовы стремятся к максимальному комфорту проведения времени на природе. Касается это не только удобства снастей и обилия электронного оборудования, но и особенностей использования надувных лодок. Если далеко не всегда у вас есть возможность остановить автомобиль близко к воде или нет возможности переносить тяжелую лодку по берегу в одиночку, тогда есть смысл задуматься над изготовлением удобных транцевых колес.

Функционал

Транцевые колеса для лодки ПВХ должны выполнять следующие функциональные задачи:

  • Мобильность судна. Плавсредства, оснащенные колесами, очень просто доставляются на воду. Даже если планируете рыбалку в одиночку, не составит труда транспортировать лодку со снастями и другими вещами по берегу.
  • Удобство эксплуатации. Вне зависимости от выбранного вида крепления, использование транцевых колес позволяет удобно и легко транспортировать ПВХ лодки по любому берегу. Выбирая более широкие колеса, расширяете возможность комфортного перемещения даже по диким и каменистым берегам.
  • Простота использования. И съемные, и стационарные откидные варианты достаточно легко использовать даже без сторонней помощи.

Функциональность использования распространяется как на процесс спуска судна на воду, так и на вытаскивание его на берег по окончании рыбалки.

Почему стоит использовать

Рыбаки, которые используют надувные лодки без лодочных колес, знают насколько тяжело (даже вдвоем) перемещать снаряженное судно от автомобиля к воде. Причиной тому является суммарный вес:

  • надутой лодки ПВХ – около 50 кг;
  • мотора – порядка 35 кг;
  • якорь – не менее 10 кг;
  • весла, транец и дополнительное оборудование снасти – ориентировочно 40 кг.

Также можно сюда добавить вес канистры с запасенным топливом, который составляет около 25 килограмм. Итого, готовая к спуску на воду лодка имеет вес не менее 160 кг.

Колесо на транце
Чем шире колеса, тем большую проходимость они могут обеспечить
Важно! Транспортировать плавсредство волоком опасно, так как есть риск повредить дно об камни, стекла и другие предметы, которые могут быть на берегу. Очевидно, что наличие колес способно решить вопрос спуска на воду.

Требования к транцевым колесам

Для нормального функционирования самодельных конструкций необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • Зазор между нижней частью лодки и колесами должен быть не менее 2-3 см. Это позволит не только легко и просто осуществлять чистку, но и не застопорит движение, если на протекторы налипнет грязь и мусор.
  • При установке необходимо учесть, что ось конструкции должна быть максимально приближена к центру тяжести.
  • Изгиб стоек должен быть направлен к носу, а не к корме – это позволит прилагать минимум усилий при перевозке судна.
  • Для придания укомплектованной лодке максимальной устойчивости располагайте стойки на максимально большом расстоянии друг от друга.
  • Для изготовления конструкции стоит использовать материалы, которые не утратят своих свойств при эксплуатации в условии повышенной влажности и перепадах температур. Чаще всего предпочтение отдается прокату, нержавейке, оцинкованному железу или алюминию.
  • Стойка ставится лицевой стороной к баллону и обращена должна быть к мотору.
  • Установка конструкции с колесами должна монтироваться к транцу строго вертикально.

Надежность конструкции зависит от качества использованных материалов, сварных швов и крепежных элементов. Отдельные требования предъявляются к качеству работ, которые буду производиться в процессе изготовления и монтажа.

Основные виды транцевых колес

В зависимости от особенностей крепления, колеса для надувной лодки делятся на четыре вида:

  • Перекидные. Доступны к использованию в двух положениях: опущенные – для транспортирования лодки по берегу; поднятые – для беспрепятственного движения плавсредства по воде.
  • На струбцинах. Процесс монтажа не требует использования специальных инструментов – стойки струбцинами крепятся к транцу.
  • На шпильках. По сути является разновидностью быстросъемных колес. Для монтажа и демонтажа необходимо произвести манипуляции по фиксации шплинта.
  • Быстросъемные. Установка предполагает только одно положение. После того как лодка оказывается в воде, такие колеса легко снимаются одним движением.
Быстросъемные колеса
Быстросъемные колеса имеют аккуратное и надежное крепление

При выборе оптимально подходящего вида для лодки, необходимо обращать внимание на форму стойки. Стоит понимать, что конструкция, предназначенная для пайольных плавсредств точно не подойдут для надувных лодок НДНД, так как выступающее за плоскость транца дно не позволит установить прямые стойки.

Перекидные колеса
Пример перекидных транцевых колес в двух положениях

Изготовление своими руками

Прежде чем приступать к изготовлению конструкции, изучите характеристики вашего плавсредства. Это позволит понять – можете ли использовать прямые стойки или потребуется их изогнуть. А ознакомившись с этапами изготовления съемных и несъемных колес поймете какой процесс больше по силам.

Необходимые материалы и инструменты

В зависимости от выбранного вида транцевых колес и способа изготовления, может понадобиться разное количество материалов. Основными можно считать следующие:

Материалы Инструменты
Колеса Болгарка
Труба (диаметр 22-25 мм и толщина стенки 2,5-3 мм) или металлический профиль 25х25 мм* Пилка по металлу
Металлическая пластина Трубогиб
Болты, гайки, шайбы Дрель
П-образные профили Сварочный аппарат
Слесарный инструмент

* При использовании трубы можно минимизировать количество сварочных работ. Необходимый изгиб можно сделать после предварительного разогрева горелкой. Для создания конструкции из металлического профиля его необходимо нарезать на части и сварить по всем линиям, согласно чертежам.

Важно! Колеса с камерой обеспечат максимальную устойчивость и гарантируют плавную транспортировку даже по дикому берегу.

Чертежи

Представленные чертежи всех четырех видов колес на транец лодки позволят определиться с выбором и правильно рассчитать расход материалов. Учитывая особенности плавсредства, предпочтительный метод крепления и вид интересующей конструкции, вы гарантировано подберите оптимальную схему для создания конструкции своими руками.

Схема конструкции
Пример конструкции, выполненной без трубогиба

Соблюдая рекомендованные размеры, указанные на чертеже, можно использовать вместо профиля трубу. В этом случае можно будет избежать необходимости сварочных работ по формированию стойки и воспользоваться трубогибом.

Размеры стоек
Рекомендованные типоразмеры для ПВХ лодок НДНД и небольших плавсредств

Инструкция изготовления

Хотя конструкции разных видов и схожи между собой, подход к изготовлению съемных и несъемных вариантов отличается. В одном случае понадобится больше сварных работ, а во втором – точные распилы и подгонка размеров.

Несъемные

Стойки могут быть прямыми или изогнутыми. В первом случае понадобится минимум работы сварочным аппаратом. А второй вариант потребует больше времени, но в этом случае транспортировочные колеса будут располагаться под дном. Для реализации этого варианта потребуются следующие этапы изготовления:

  1. в зависимости от габаритов лодки и исходя из предлагаемых размеров в чертежах, делаются заготовки в виде четырех отрезков профиля;
  2. при помощи сварки к нижнему краю осуществляется крепление трубок;
  3. в обеих трубках делается сквозное отверстие небольших размеров;
  4. при помощи шплинта в отверстиях фиксируются кольца;
  5. внутренние кольца при помощи сварки соединяются с гайками (диаметр крепления выбирается таким образом, чтобы впоследствии избежать прижимания колес к креплению);
  6. трубка с внешней стороны должна быть заглушена, чтобы препятствовать набору в нее воды (для этого используется пробка из пластика или резины);
  7. в верхней части просверливается два небольших отверстия, которые будут необходимы на этапе монтажа.
  8. обе части стойки плотно соединяются друг с другом при помощи сварки под углом около 45º (не менее 35º);
  9. колеса насаживаются на концы трубок и закрепляются посредством шплинта и шайбы.
Важно! Для обеспечения долговечности и улучшения эстетических свойств, по окончании изготовления можно обработать все части водостойкой краской.

Съемные

Самыми востребованными моделями транцевых колес являются быстросъемные варианты. Они успешно используются на популярных лодках ПВХ Солар, в том числе НДНД. Изготовление происходит на следующих этапах:

  1. металлические трубки заданного размера изгибаются под углом 45º;
  2. с одной стороны, на расстоянии, равном радиусу колеса, просверливаются два отверстия (крайнее примерно в двух сантиметрах от края);
  3. в крайнем отверстии распиливается овальной формы паз (с обоих сторон трубки);
  4. перпендикулярно второму отверстию (чуть ниже) просверливается еще одно отверстие для болта, который будет держать пружину;
  5. с обратной стороны трубки приваривается отрезок, к которому будет крепиться колесо;
  6. чтобы собрать конструкцию, необходимо расположить внутри трубки пружину, зафиксировав ее болтом и, натянув до продолговатого отверстия зафиксировать штифтом;
  7. крепежный элемент также придется сделать самому, используя несколько пластин – две небольшие пластины привариваются перпендикулярно к большой на расстоянии, равном диаметру трубки плюс несколько миллиметров;
  8. с двух сторон на меньших пластинах сверлим отверстия и при помощи пилки по металлу прорезаем от края к отверстию, чтобы получить округлый вырез по размеру равному диаметру штифтов, использованных на стойке.

Чтобы установить и снять такие колеса понадобится всего несколько секунд. Это удобно как для транспортировки лодки к месту лова в сдутом состоянии, так и после спуска плавсредства на воду.

Монтаж колес на транец

Установка транцевых колес на лодку ПВХ доступна в двух вариантах – с предварительным сверлением отверстий и на клей. Осуществить самостоятельную установку несложно. В зависимости от способа установки конструкции на лодку, понадобится выполнение следующих действий:

  1. В соответствии с отверстиями на крепежном элементе делаются отметки на транце. Просверливаются сквозные отверстия, которые не более чем на 1 мм больше чем болты, которые будут использованы. Отверстия в раме совмещаются с отверстиями в транце, и конструкция закрепляется при помощи болтов с использованием шайб.
  2. Чтобы установить конструкцию без сверления, необходимо воспользоваться клеем. Клеевой состав наносится на поверхность крепежа и плотно прижимается к транцу. После полного высыхания к нему можно крепить раму с колесами.
Важно! Чтобы крепление получилось аккуратным, используйте мебельный винт с потайной гайкой. Он обеспечит надежное сцепление крепежа с транцем и будет смотреться очень эстетично с внутренней стороны лодки.

Заключение

Самостоятельное изготовление транцевых колес станет прекрасной альтернативой покупки готовых конструкций в Москве. Используя совсем небольшой набор материалов и потратив немного времени, вы сможете создать подходящую конструкцию для лодки. Отдавая предпочтение быстросъемным колесам, получите двойное преимущество – мобильность и легкоуправляемость на берегу и маневренность на воде, за счет возможности снятия стоек.

Видео по теме

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Остались вопросы, есть что добавить или вы с чем-то не согласны? Не стесняйтесь - пишите в комментариях! Для нас это очень важно.
Добавить комментарий