Как сделать прицеп для лодки

Время чтения: ~7 минут Автор: Семен Гражданцев 0
самодельный прицеп для лодки

Каркасные лодки имеют беспрецедентное преимущество в прочности перед надувными собратьями, однако из-за низкой мобильности и дополнительных затрат на транспортировку от их применения часто приходится отказываться. Для того чтобы решить вопрос с транспортировкой, рыболовы приобретают специализированные прицепы. Однако цена на подобные устройства довольно высока, а приобрести их в отдалённых районах, где зачастую эксплуатируются каркасные лодки, бывает проблематично. В этом случае можно изготовить прицеп для лодки своими руками.

Самодельный прицеп имеет существенное преимущество перед заводским. Он подгоняется под конкретную лодку, поэтому нет необходимости жертвовать надёжностью, имея лодку нестандартной формы.

Размеры

В настоящее время на рынке представлено множество моделей лодок, имеющих самые разные габариты – от самых скромных до по-настоящему значительных. Именно поэтому, прежде чем начинать строить чертежи будущего прицепа, необходимо измерить лодку. После того как с судна сняты все мерки, в том числе длина, ширина, высота бортов в нескольких основных местах, а также угол их наклона в тех частях, где будут установлены упоры, можно начать проектировать прицеп.

Однако необходимо помнить, что законодательство Российской Федерации ограничивает максимальные габариты перевозимого по дорогам общего пользования судна на прицепе. Совокупный размер конструкции не должен превышать 2,2 метра в ширину и 3,8 метра в высоту. Длина автомобиля с прицепом также не должна превышать 20 метров. Необходимо рассчитывать габариты будущего трейлера исходя из этих ограничений.

чертёж
Прицеп подобных габаритов соответствует законодательству Российской Федерации и может вместить плавсредство длиной до 4,5 метров. При наличии судна большей длины необходимо будет удлинить раму и добавить дополнительные кильблоки.

Этапы изготовления

  • Сварка рамы. Вся несущая конструкция, за исключением оси, проваривается сплошными швами. Не лишним также будет укрепить швы «косынкой» из металлической пластины.
  • Крепление оси. Закрепить колёсную ось необходимо строго перпендикулярно несущей балке. Линии колёс, центральной балки и бортов должны быть параллельны. Крепить ось предпочтительно при помощи болтового соединение болтами М12 или М13, что даст возможность регулировки.
  • Крепление стойки лебёдки. Данная часть конструкции также крепится сплошным швом, можно приварить дополнительный упор в случае, если предполагается эксплуатация с тяжелой лодкой.
  • Установка стоек кильблоков или ложемента. Данные элементы также крепятся при помощи сварочного аппарата.
  • Регулировка наклона кильблоков или ложемента. Кильблоки должны равномерно прилегать к днищу и быть закреплены строго параллельно ему во избежание деформации. То же касается и ложемента. Он должен плотно прилегать к днищу.
  • Монтаж прицепного устройства и лебёдки. Наиболее простым и надёжным выходом будет приобретение данных частей в готовом виде.
  • Установка крыльев. Крылья из листового металла защитят лодку от мусора и гравия, вылетающего из-под колёс.
  • Покраска. После тщательного обезжиривания на поверхность металла наносится специализированная грунтовка, а после краска, что защитит корпус от коррозии.
  • Установка брызговиков, проводки и фонарей.

Далее рассмотрим процесс изготовления более подробно.

Ходовая часть

При изготовлении лодочного прицепа своими руками необходимо уделить особое внимание прочности ходовой части, поскольку от надёжности прицепа зависит не только безопасность его владельца и других участников дорожного движения, но и возможность постановки такого транспортного средства на учёт, ведь если прицеп не пройдёт ходовые испытания в ГИБДД, то его нельзя будет зарегистрировать.

Колёсная ось конструкции должна быть крепкой, что также будет проверено в момент экспертизы при прохождении регистрации. Согласно действующим правилам, в качестве колёс могут быть использованы автомобильные либо мотоциклетные модели.

Колёса, предназначенные для садовых тачек и мотокультиваторов, не подойдут для подобных нужд, так как конструктивно не предназначены для движения по автомобильным дорогам. Наиболее практичным вариантом будет использование готовой оси от автомобиля, в которой уже продуманы крепления и элементы подвески, что значительно упростит конструкторскую работу. Всё, что нужно будет сделать в данном случае, – надёжно прикрепить ось к несущей раме.

Ходовая часть
В принципе крепить ось можно напрямую к раме, однако грамотно установленные амортизаторы или рессоры помогут уберечь лодку от ударов при езде по плохим дорогам.

Следует учитывать центр тяжести лодки и проектировать раму таким образом, чтобы около 70% нагрузки приходилось на переднюю часть прицепа и только 30% – на заднюю. Соблюдение данной рекомендации повысит управляемость прицепа на дороге, а также исключит вероятность срыва крепления фаркопа вверх, что может повлечь за собой ДТП. Не стоит также слишком сильно смещать баланс вперёд. Оптимальным уровнем нагрузки на фаркоп автомобиля будет 50–80 килограммов, в случае превышения балансировку лучше изменить путём смещения оси.

Все элементы рамы соединяются между собой посредством сварки швов. После того как сборка рамы и оси закончена, необходимо соединить их болтовым соединением, соблюдая чёткую перпендикулярность несущей балки рамы и оси, чтобы исключить любую несоосность в движении автомобиля и прицепа.

С конструкцией прицепного устройства лучше не экспериментировать, а приобрести его в магазине автозапчастей и установить на собранный прицеп. Это поможет избавиться от ненужных вопросов при регистрации, а также обезопасить себя и окружающих. Конструкция обязательно должна содержать страховочный трос или цепь в районе крепления. Это также требование, предъявляемое к безопасности.

На данном этапе можно совершить первое ходовое испытание, чтобы убедиться в том, что получившуюся конструкцию не ведёт ни в одну сторону. Необходимо помнить, что делать это нужно с максимальной осторожностью, поскольку неверно собранный прицеп на скорости способен стащить автомобиль с дороги и даже спровоцировать переворот.

Оснащение

Чтобы самодельный прицеп для лодки не уступал заводским моделям, необходимо установить на него все необходимые части, делающие его эксплуатацию комфортной и безопасной. Наиболее просты в изготовлении прицепы для плоскодонок, а также лодок с большим углом соединения дна, вроде казанки, поскольку для их перевозки лучше всего будет установка цельного ложемента на опорах из труб. Регулировка такой конструкции значительно проще других вариантов.

В противном случае необходимо будет устанавливать и регулировать специальные ролики-кильблоки, которые будут выступать как точками опоры для лодки при движении, так и элементами, облегчающими её размещение на прицепе. Их вращение должно осуществляться легко, без каких-либо заклиниваний, в противном случае есть риск повредить лодку или сами кильблоки. Регулировать их бывает очень сложно, поэтому можно использовать хитрость – изготовить фанерную копию дна лодки и регулировать наклон роликов «по месту».

Далее необходимо сварить крепление для лебёдки. Делать это нужно из мощной трубы, особенно если предполагается перевозка тяжелой лодки. Шов со стороны фаркопа должен быть максимально укреплён, поскольку данный элемент испытывает значительные нагрузки.

Оснащение
Также нельзя крепить стойку к раме под прямым углом, в противном случае воздействие лебёдки может попросту сломать крепление. Лучше всего делать наклон около 45 градусов в сторону фаркопа.

Лебёдку в данном случае можно выбрать на любой вкус и кошелёк. Также необходимо учитывать вес судна, которое будет транспортироваться на прицепе.

Чем тяжелее судно, тем мощнее должна быть лебёдка. В случае с небольшими лёгкими лодками, если нет желания тратиться, можно даже самому собрать простейший ручной блок с ручкой, поскольку вытягивание лодки весом 30–40 килограммов не составит большого труда. В случае же с лодками весом более 100 килограммов лучше приобрести мощную электрическую лебёдку и запитать её от розетки на фаркопе. Это позволит сэкономить и время, и силы.

Над колёсами лучше всего установить крылья из листового металла. Их можно согнуть самостоятельно или же приобрести готовые в магазине. После того как работа с металлом завершена, все поверхности необходимо зачистить, обезжирить и для защиты металла от коррозии покрыть грунтовкой и краской.

В последнюю очередь на фаркоп устанавливается розетка, протягивается проводка и монтируются фонари. Дублирование световых сигналов автомобиля является одним из обязательных требований для постановки прицепа на учёт, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать этот пункт.

установка фар
Наиболее простым вариантом будет приобретение подходящих фар в сборе. Их можно купить в магазине автомобильных запчастей.

После окончания изготовления к крыльям крепятся брызговики, после чего на заднюю часть устанавливается полученный при регистрации государственный регистрационный номер, и прицеп готов к эксплуатации.

Заключение

Для самостоятельного изготовления автоприцепа для перевозки лодки необходимы определённые навыки по работе с металлом, однако в целом данная операция посильна для любого человека, знакомого с минимальной конструкторской работой и умеющего работать с инструментом.

Изготовление прицепа своими руками может сэкономить немалые средства рыболову, а также дать возможность владельцам полноценных каркасных лодок отказаться от использования различных резиновых и лодок из ПВХ, при необходимости транспортировать плавсредство по суше. После установки на учёт владельцы смогут с комфортом перемещать своё судно к любому водоёму, имеющему автомобильный подъезд.

Видео по теме

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Остались вопросы, есть что добавить или вы с чем-то не согласны? Не стесняйтесь - пишите в комментариях! Для нас это очень важно.
Добавить комментарий